Италия и Россия начинают работать над реализацией нового газопровода, который еще крепче свяжет Европу со своим основным поставщиком и в то же время увеличит объемы поставок метана, снизив тем самым вероятность кризисов. Новый проект "Южный поток" - газопровод, который пройдет по дну Черного моря - получил вчера политическое благословение от Владимира Путина и Романо Проди во время их встречи в Кремле. Договор о разработке технико-экономического обоснования проекта был подписан руководителями двух заинтересованных сторон: Паоло Скарони от ENI и Алексеем Миллером от "Газпрома". С точки зрения России речь идет об очередном шаге в стратегии обхода "ненадежных" соседей, от которых Москва в настоящее время зависит в вопросах транзита: это Польша, Белоруссия, Украина и страны Балтии. Кроме того, преследуется цель подтвердить центральную роль российской сети газопроводов, по которой должен проходить газ всех стран-производителей Центральной Азии. Неслучайно проект "Южный поток" конкурирует с проектом "Набукко", строящимся в обход России, чтобы доставлять каспийский газ в Европу через Грузию и Турцию, который поддерживают американцы.
В действительности в ближайшие годы, с разработкой новых месторождений (на которых работают как ENI, так и другие компании), метана, вероятно, будет достаточно, для функционирования всех новых проектов в полном режиме. "Италия и Россия все в большей степени становятся стратегическими партнерами", - заявил Проди по завершении официальной встречи, после которой состоялся ужин. Чтобы доходчиво передать свою мысль, председатель совета министров сравнил две страны с "водкой и икрой", которые прекрасно дополняют друг друга. Путин, со своей стороны, напомнил, что объем товарообмена постоянно растет: за девять месяцев он увеличился на 30%. И речь идет не только о газе, но также о других отраслях промышленности, с вкладом Fiat, Alenia, Ferrovie. Проект "Южный поток" получил вчера поддержку со стороны комиссара ЕС по энергетике Андриса Пибалгса: "Это будет еще один путь поставок для Евросоюза. Думаю, мы должны быть довольны таким интересом России".
Достигнутое соглашение предусматривает создание совместного предприятия с равным участием двух предприятий для разработки технико-экономического обоснования этого достаточно амбициозного проекта. Это газопровод, который пройдет из российского порта Новороссийск через Черное море в Болгарию и будет иметь протяженность в 900 км. В реализации проекта примут участие различные компании группы ENI. Стоимость проекта "превысит 10 млрд долларов", сказал Скарони, не пожелавший озвучивать более точную цифру. По газопроводу в Европу через Балканы будет поступать 30 млрд кубометров метана в Италию (через Грецию и Пулию) и в другие европейские страны.
Для ENI и "Газпрома" речь идет еще об одном шаге вперед по пути активного сотрудничества, примером которого стало приобретение с торгов части активов ЮКОСа - группы, которую государство конфисковало и расчленило. Теперь ENI хочет стать участником проекта создания крупного предприятия по сжижению газа на Балтийском море: сжиженный газ будет поставляться в Северную Америку и в Северную Европу. В обмен "Газпром" примет участие в деятельности ENI в Северной Африке. Между тем продолжается обсуждение вопроса об открытии нашего внутреннего рынка государственной российской компании, помимо простой прямой продажи газа. Здесь на повестку дня встают стратегические проблемы: следует принимать во внимание опыт прошлого, когда Россия по политическим мотивам перекрывала краны своим соседям.
|